ПАО «Машиностроительный завод
имени М. И. Калинина, г. Екатеринбург»

 

МЗиК расширяет ассортимент вилочных погрузчиков

История ОАО «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина» (МЗиК) началась в Санкт-Петербурге, где в далеком 1866 г. были основаны орудийные мастерские, в дальнейшем преобразованные в казенный завод по выпуску полевой, а затем и зенитной артиллерии. В 1918 г. завод был эвакуирован в Подмосковье, а в 1941-м его перевели в Свердловск (ныне Екатеринбург). С конца 1950-х годов предприятие специализируется на производстве пусковых установок и зенитных управляемых ракет. Помимо этого еще в 1956 г. здесь был освоен выпуск вилочных погрузчиков. В годы существования СССР МЗиК являлся монополистом по выпуску малогабаритных однотонных моделей электропогрузчиков и производил до 7 тыс. ед. этой техники в год. Использование оборонных технологий обеспечивало продукции предприятия высокий уровень качества и надежности.

После 1991 г. государственный заказ сократился. Для завода настали непростые времена, и руководство приняло решение о разработке новых моделей погрузчиков. Так, вслед за 1-тонниками ЭП-103КО появились электрические погрузчики ЭП-1616 грузоподъемностью (г/п) 1,6 т, дизельные погрузчики ДП-1604 (1,6 т) с двигателями Perkins, Deutz и ВТЗ (Владимирского тракторного завода), а позже и модели ДП-3510 большей грузоподъемности (3,5 т) с минским дизелем. Помимо этого завод наладил выпуск 2-тонных электрических тележек ЭТ-2054.

Высокий уровень квалификации разработчиков и производственных технологий позволил создать модели, по целому ряду параметров превосходящие зарубежные образцы. Масса моделей МЗиК за счет лучшей компоновки агрегатов, механизмов и противовеса на шасси, как правило, на 80...250 кг меньше, чем подобных машин той же грузоподъемности. Это преимущество позволяет более уверенно использовать их в помещениях с регламентированной нагрузкой на полы, например в железнодорожных вагонах и контейнерах. Благодаря меньшей массе машин снижается расход энергии аккумуляторной батареи. Кроме того, в основном грузоподъемность зарубежных аналогов ЭП-1616 составляет 1,5 т. При меньшей собственной массе, одинаковых габаритных размерах и оптимальных скоростных параметрах (подъем, передвижение) производительность электропогрузчиков производства Завода им. Калинина более высокая, причем время работы от одной подзарядки составляет 7 ч и более.
Расположение органов управления и тяговой аккумуляторной батареи на ЭП-2016

Накопленный опыт, мощная техническая база, своевременный учет пожеланий дилеров и потребителей, усилия коллектива предприятия дали неплохой результат: несмотря на большое количество аналогичного оборудования многочисленных зарубежных производителей завод прочно закрепился на отечественном рынке. За годы работы предприятие выпустило свыше 80 тыс. ед. этой техники: здесь изготовлен каждый третий работающий в России погрузчик. Вся продукция гражданского назначения сертифицирована по ИСО 9001, а это одно из обязательных условий ее выхода на внешний рынок, и имеет сертификат соответствия.

Разработанная недавно модель ЭП-2016 является для завода техникой принципиально нового поколения. Габаритные размеры нового погрузчика практически такие же, как и серийно выпускаемого ЭП-1616, но проходимость повышена за счет установки колес увеличенного размера и большего клиренса. ЭП-2016 оснащен электродвигателями перемещения МТ-8,0 мощностью 8,0 кВт и подъема ПН-7,5 мощностью 7,5 кВт. Погрузчик выпускают только с кислотной тяговой батареей емкостью 490 или 720 А·ч, причем его можно комплектовать как импортными батареями, так и аккумуляторами российского производства. Конструкторы ЭП-2016 полностью отказались от использования контакторной системы управления, применив импульсную систему Curtis (США), которая позволяет плавно регулировать скорость, гарантирует безопасную и точную обработку грузов и существенно продлевает срок службы аккумуляторных батарей.

Новый электропогрузчик стал удобнее и в работе, и в обслуживании. Значительно более просторным стало рабочее место водителя, кнопка безопасности из-под его ноги перенесена под кресло. Аккумуляторы расположены прямо под сиденьем и легко доступны для обслуживания. Их установка осуществляется традиционным способом, с помощью крана (траверсы), или другим погрузчиком сзади, с помощью вил. Уже в недалекой перспективе ЭП-2016 планируется оснастить асинхронным двигателем переменного тока (предположительно итальянского производства), у которого много преимуществ перед двигателями постоянного тока и который используют уже практически все лучшие производители электропогрузчиков.

В ближайшем будущем можно будет приобрести и еще одну новую разработку МЗиК - дизельный погрузчик ДП-2001 г/п 2,0 т. Он получился значительно резвее и производительнее предшественника - ДП-1616, при тех же габаритных размерах увеличен диаметр колес и клиренс. Для приведения технических параметров в соответствие с современными мировыми стандартами по выхлопу отработавших газов, шуму и вибрации в конструкции использован японский дизель фирмы Cubota c водяным охлаждением. Ведущий мост выполнен с бортовыми редукторами, что позволило значительно повысить запас прочности полуосей. В настоящее время опытный образец ДП-2001 проходит испытания, а уже в июне-июле, после доработки документации, будет выпущена установочная партия.

Оба погрузчика, и электрический и дизельный, комплектуют только прекрасно зарекомендовавшими себя импортными сиденьями «Пилот». У них хороший обзор рабочей зоны, что существенно для безопасного проведения работ. В лучшую сторону изменился и внешний вид машин, некоторые элементы конструкции выполнены из пластика.

В связи с ростом конкуренции на рынке погрузочной техники немаловажными для завода являются вопросы ценообразования и расширения сети реализации. В результате осуществления таких мер, как комплектация погрузчиков на конкурсной основе, компенсация роста стоимости за счет других видов продукции и т. п., несмотря на существенное, на 30...50%, повышение цен на черные, цветные металлы и комплектующие в начале года, рост стоимости погрузчиков удалось удержать на уровне 7...8%. На предприятии разработана программа деятельности на российском рынке и в странах СНГ, недавно открыто собственное представительство в ОАЭ (Дубаи). Завод в целом стал развиваться более стабильно и динамично. Утвержден бюджет на 2004 г., в котором предполагается выделение средств на развитие дилерской сети, организацию ремонтных зон, продвижение продукции на внутреннем и внешнем рынке. Разработан и план улучшения качества продукции. Там, где не удается достичь требуемого качества, использовав отечественные комплектующие, используются импортные компоненты; некоторое повышение цены при этом компенсируется за счет снижения материалоемкости производства.
Новинка МЗиК на 2-й специализированной выставке «Подъемно-транспортная техника и технологии -2004» (28 апреля. Москва, ВВЦ)

На продукцию завода наконец обратили внимание руководители силовых ведомств. Как сообщил в своем выступлении на последнем совещании дилеров в Москве генеральный директор МЗиК Николай Владимирович Клейн, Минобороны РФ при закупках оборудования впредь будет отдавать приоритет своим организациям и поддерживать их госзаказом. Все тендеры ведомства будут взяты под контроль, а начиная со следующего года МЗиК станет поставлять для Минобороны большие партии подъемно-транспортной техники. Положительный опыт таких поставок есть - предприятие уже изготовило для российской армии 240 погрузчиков. В этом году завод также выиграл несколько тендеров, ведутся переговоры о возможных поставках для Госрезерва РФ.

Совсем недавно МЗиК сделал еще один важный шаг, открыв в Москве собственное агентство для более оперативной работы с заказчиками из центральных регионов России. Здесь организована большая база, где будет проводиться продажная и предпродажная подготовка, гарантийный и послегарантийный ремонт погрузчиков, комплектация их тяговыми батареями. На складе агентства всегда есть в наличии все выпускаемые заводом модели, причем стоимость готовой продукции, запчастей и работ не будет отличаться от заводской. Покупателям из регионов, близких к столице, теперь не надо ездить в Екатеринбург за запасными частями, что, по замыслу руководства, позволит значительно увеличить объемы продаж предприятия.

В. Ланкин

Яндекс.Метрика